Железный Феликс
shotgun.com.ua
 
на главную
Новости Библиотека Поиск

 

УКРАИНСКИЕ СПЕЦСЛУЖБЫ

 



Спецслужбы мира
Украинские спецслужбы
История спецслужб
Шпионаж и защита информации
Арсенал
Спецподготовка
Ссылки

Это актуально:

Морские разбойники

Борьба
с пиратами


Борьба с терроризмом

 

 

 

   Антитеррор


Шпийон
Юмор, курьезы, анекдоты

01.04.2010


Внешнюю разведку присоединят к внутренней
(Комментарии: №212 | 02 апреля 2010)

Как стало известно «k:», новая исполнительная власть склоняется к ликвидации
Службы внешней разведки Украины путем включения ее в состав СБУ

 

По словам источников «k:», инициатива о реформировании системы украинских спецслужб принадлежит профильному вице-премьер-министру Украины Владимиру Сивковичу. Еще в конце прошлого года, будучи народным депутатом, он зарегистрировал в Верховной Раде концепцию реформирования правоохранительных органов. В ней, в частности, была предусмотрена ликвидация существующих разведорганов, в том числе Службы внешней разведки. Автор отозвал концепцию в день формирования правительства Николая Азарова. Скорее всего документ необходимо было обсудить с руководством страны
СЛУЖБА внешней разведки (СВР) Украины была выделена из состава СБУ в отдельную структуру в декабре 2004 года. На тот момент решение президента Украины Леонида Кучмы называли логичным и прогрессивным. По своему кругу вопросов деятельность СВР в составе органа, отвечающего за внутреннюю безопасность, противоречила здравому смыслу. Поскольку деятельность СВР как разведывательной структуры полностью ориентирована на заграницу, это исключает работу над внутренними задачами. Такое жесткое следование «генеральной линии» и исключительное подчинение разведоргана президенту в свое время помогли СВР избежать втягивания во внутриукраинские разборки.

Деятельность разведсообщества любого государства направлена на увеличение источников сбора информации, создание узкопрофильных структур типа финансовой или военной разведки. По этому пути, хоть и не спеша, двигалась Украина, выделяя из состава СБУ различные службы для решения отдельных задач — госохраны, обеспечения спецсвязи и в том числе внешней разведки. В этом ключе в конце девяностых развивалось и мировое разведсообщество, и постсоветские государства. Например, в соседней России разделение внутренних и внешних задач разведки произошло в 1992 году с образованием Федеральной службы внешней разведки из бывшего Первого Главного управления КГБ СССР. В настоящее время внутренние и внешние функции разведки на постсоветском пространстве совмещаются только в Беларуси.

В Украине обоснованием нынешнего объединения может являться экономия средств. У СВР до сих пор была отдельная строка бюджета, однако за все время существования службы как отдельной структуры она ни разу не финансировалась в полном объеме, поэтому экономический эффект от ее слияния с СБУ будет незначительным. И это притом, что, имея пропрезидентские кабмин и парламент, Янукович может фактически контролировать бюджет СВР. Да и аргумент об экономии в сфере безопасности звучит почти кощунственно. Может быть, необходимо, почистить и оптимизировать нынешние штаты СВР, но никак не методом «обнуления».

Ряд аргументов говорит в пользу существования СВР как самостоятельного органа. Во-первых, внешние функции разведки не смешиваются с внутренними, так как «команду» орган получает непосредственно от Президента, которому подчиняется напрямую. Во-вторых, остается дополнительный канал получения информации, что вместе с проверенным временем принципом конкуренции спецслужб одного государства снижает вероятность дезинформации высшего руководства. И напротив, лишение самостоятельности источника внешней информации может привести к узурпации источников разведывательной информации, манипуляции ими и т.д. Отрицательным моментом является возможное понижение контролируемости спецслужб. В пределах единого органа контроль за их деятельностью становится более эффективным. Кроме того, усиление работы спецслужб, отмечали собеседники «k:», закономерно приводит к большим провалам. И здесь государство должно определить сразу: готово оно вызволять своих специалистов или «позволит» им отбывать сроки за шпионаж.

А в целом каждое государство решает вопрос, совмещать или разделять внешнюю и внутреннюю функцию разведки по-своему. Совмещение как в Белоруссии, свойственно государствам с высоким уровнем централизации власти. И наоборот, работа не под одной вывеской свойственна децентрализованной государственной власти, которая может обеспечить действенный государственный и гражданский контроль за обеими структурами сразу. Как заявил «k:» внештатный советник Президента Украины Александр Кузьмук, разведка и контрразведка всегда управлялись из одного центра. «Я больше склоняюсь к тому, что разведение на самостоятельные структуры, которое произошло несколько лет назад, не дало эффекта», — добавил он. В действительности взаимодействие разведывательных структур может быть более эффективным, когда они действуют под одной крышей. Однако это один из немногих аргументов в пользу такого слияния.

Политика «дробления» разведсообщества до сих пор привлекательна для стран — бывших членов ОВД. Например, государства Восточной и Центральной Европы, решив, что вступление в НАТО снимает со страны необходимость содержать внешнюю разведку, ликвидировали эти структуры. Но спустя некоторое время вынуждены были их восстановить: руководству каждой страны нужна оперативная внешняя информация. Тем более что Украина пока является внеблоковым государством, и информация о намерениях в отношении страны других государств лишней не будет. Кстати, по словам специалистов, внешняя разведка может быть и каналом обратной связи, который работает там, где бессильна или ограничена традиционная дипломатия. Тем не менее «воинствующее незнание» и просто отсутствие профессиональной подготовки приводят к «бухгалтерским» выводам: если слить два в одно, то якобы сэкономим и якобы без потери качества.

ДеМЕНТИЙ КУКУШКИН

 

 

 

 
   
       
  Стучать в редакцию  
     
       
   
*Информация, размещенная на этом сайте, получена исключительно из открытых источников.
**Размещение информационных матералов на этом сайте еще не означает, что редакция придерживается изложенной в них точки зрения.