Железный Феликс
shotgun.com.ua
 
на главную
Новости Библиотека Поиск

 

Борьба с пиратами

 



Спецслужбы мира
Украинские спецслужбы
История спецслужб
Шпионаж и защита информации
Арсенал
Спецподготовка
Ссылки

Это актуально:

Морские разбойники

Борьба
с пиратами


Борьба с терроризмом

 

 

 

   Антитеррор


Шпийон
Юмор, курьезы, анекдоты

06.05.2010

Российские морпехи скрутили сомалийских пиратов за 20 минут...
а потом отпустили

Андрей РЯБЦЕВ, МК.RU

Военные освободили захваченный сомалийскими пиратами танкер «Московский университет». Все 23 члена экипажа живы!


Снимок с борта боевого вертолета во
Снимок с борта боевого вертолета во
время операции по спасению российских
моряков. Внизу в море - захваченный
пиратами танкер «Московский университет».
Операция по захвату морских разбойников, пытавшихся взять под контроль российское судно "Московский университет", завершилась благополучно. Все моряки живы и здоровы. Однако морское международное право не позволяет "романтиков большой дороги и морских просторов" привлечь к ответственности. Поэтому напуганных пиратов морпехи просто сгрузили в их лодку и... отпустили. Через час идущая полным ходом лодка пропала с экранов радаров.

"К сожалению, в настоящее время юридических правил судебного преследования пиратов, действующих в районе Сомали, не существует, и таким образом, они не попадают под юрисдикцию какого-либо государства и международного права", - посетовал источник агентства "РИА Новости".


Морские разбойники повержены.
Фото предоставлено пресс-службой ТОФ.

ОФИЦИАЛЬНО

Президент РФ Дмитрий Медведев: Молодцы. Чётко сработали.

В беседе с министром обороны Анатолием Сердюковым Медведев подчеркнул, что доволен действиями наших моряков и дал поручение представить их к награде.

- Мы, конечно, будем разбираться с пиратами по всей строгости военно-морских законов. Но, в конечном счёте, нам нужно выйти на новую правовую основу для того, чтобы всё человечество дало на эту угрозу, причём абсолютно реальную, вполне качественный ответ. Может быть, нужно вернуться к идее создания международного суда и других юридических инструментов, - заметил президент.

До тех пор, пока этого не будет, нам придётся поступать так, как поступали наши предки, когда встречали пиратов, – сами понимаете как. Нужно делать именно таким образом, - подытожил он.
Напомним, корсары захватили судно утром 5 мая. Капитан танкера «Московский университет» дал сигнал SOS. Он успел сообщить, что к судну приближаются две лодки с вооруженными людьми. После этого связь с судном оборвалась...

Танкер в это время находился в 350 милях от берега к востоку от Аденского залива.

Командование ВМФ сразу же отправило к месту захвата большой противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Маршал Шапошников». Он как раз находился в тех широтах в антипиратском рейде.

«Шапошников» нагнал танкер около полуночи. С борта военного корабля поднялись в небо два вертолета. Летчики Владимир Ковальчук и Александр Данила в апреле прошлого года уже сражались с пиратами. Тогда благодаря им удалось захватить пиратскую шхуну с 27 вооруженными до зубов флибустьерами!

Отработанная схема не подвела и в этот раз. Первый вертолет зашел танкеру «в лоб» и сделал несколько предупредительных выстрелов.

- Мы дали очередь из пулемета. Слева на борту вертолета у нас стрелок сидел и все это время держал под прицелом пиратов. На танкер выходили парой. Чередовались. Нельзя было одновременно подвергать риску два летательных аппарата, - рассказал пилот Александр Данила.

Захват танкера "Московский университет" сомалийскими пиратами

В это время с пиратами велись переговоры по радио.

- Для отвода глаз. Вроде как это и не штурм вовсе, а просто прилетела группа для ведения переговоров. Пираты успокоились, не ждали каких-то действий. Это их и сгубило, - рассказали нам в штабе ТОФ. - Захватчики блефовали. Говорили: «Если начнете штурм, мы убьем всех заложников». Тогда наши ребята им предложили: «Приведите хотя бы одного заложника, мы с ним поговорим и потом уже будем обсуждать сумму выкупа». Пираты потянули время, помыкались, но заложников не привели. Хотя в прошлые захваты всегда выводили на палубу 2 - 3 человек.Тогда стало понятно, что экипаж спрятался от пиратов в надежном месте. И штурм их жизни под угрозу не поставит.

К тому времени уже рассвело. Со второго вертолета и с борта «Маршала Шапошникова» на танкер высадились два отряда бойцов. Такого маневра корсары не ожидали. Весь захват занял около 20 минут: растерявшиеся пираты не успели толком подготовиться к атаке.


ОФИЦИАЛЬНО

- Офицер военных следственных органов поднялся на борт танкера «Московский университет» сразу после того, как была завершена силовая часть операции по освобождению его экипажа, - рассказали нам в пресс-службе Военного следственного управления СКП РФ. - Место происшествия осмотрели. Сейчас экипаж допрашивают, все чувствуют себя более-менее нормально, пострадавших среди наших нет. Расследование уголовного дела продолжается.


Капитан танкера "Московский университет" Юрий Тульчинский Капитан танкера "Московский университет" Юрий Тульчинский
Фото: odnoklassniki.ru
Офицер штаба Тихоокеанского флота:
«Когда ликвидировали одного пирата, остальные стали сдаваться с мокрыми штанами»

В штабе Тихоокеанского флота (ТОФ) на основании доклада командира большого противолодочного корабля (БПК) «Маршал Шапошников» срочно готовят победный доклад министру обороны Анатолию Сердюкову об успешнй операции. Военный обозреватель «КП» Виктор БАРАНЕЦ связался с одном из офицеров штаба флота (по понятным причинам он попросил не называть его фамилию), чтобы узнать подробности событий. Капитан 1 ранга хорошо осведомлен о содержании доклада, но заметил: «Всех деталей раскрывать не буду, дабы не выдать секреты нашей тактики пиратам, которые все еще орудуют в заливе». Вот какая получилась беседа.

- Как и когда «Маршал Шапошников» оказался в пиратоопасном районе?

- Еще 25 февраля отряд ТОФ в составе БПК, морского спасательного буксира и танкера «Печенга» ушел из Владивостока в Аденский залив на боевое дежурство. 5 мая он был в нескольких сотнях миль от берега Сомали. Там и получил сообщение о захвате «Московского университета».


Несколько наивных вопросов об операции по спасению моряков

1. Что помогло экипажу остаться в живых?
Сейчас все моряки отмечают, что команда действовала строго по инструкции. Как только капитан Юрий Тульчинский заметил преследователей, он связался с владельцами судна и подал сигнал бедствия. Потом попытался увести танкер от погони, а когда понял, что сделать это не удастся, дал команду экипажу - запереться в машинном отделении (см. схему). Это нам, гражданским, сложно представить, как это 23 человека за полминуты собрались в одном месте на огромном танкере. Но у морских волков на этот случай есть специальный регламент.

- На каждом корабле есть помещения, куда личный состав эвакуируется в случае опасности, - рассказывает капитан 2 ранга Константин Юсупов. - Двери туда открываются и снаружи, и изнутри. Но если изнутри задраить люки, то есть вставить болт в ручку двери - круглую такую, все наверняка видели в фильмах, то дверь блокируется намертво. И открыть ее можно будет только самим запершимся морякам. А если закрыть все люки и краны, то помещение вообще станет герметичным. И тогда моряков даже выкурить оттуда нельзя. Учитывая запас провианта и воды, который есть на судне на случай нештатной ситуации, моряки могли бы продержаться 2 - 3 суток.

2. Что помешало пиратам уйти от погони?
Обычно, когда пираты захватывают судно, им удается взять команду в заложники. И дальше уже они под дулами автоматов диктуют капитану, каким курсом вести судно.

На этот раз пиратов ждал неприятный сюрприз. Они попытались взломать двери в машинный отсек, где забаррикадировались моряки. Но, на счастье экипажа, у захватчиков не было ни пилы-болгарки, ни автогена. Они могли только попытаться взорвать переборку гранатой. Но двери на судне противоударные. Справиться с ними может разве что специалист по взрывотехнике с суперсовременным оборудованием.

А перед тем как укрыться от пиратов, капитан Тульчинский положил судно в дрейф. Потом дал команду остановить и заблокировать двигатели в машинном отделении. Именно поэтому танкер пираты увести не смогли. Он практически стоял на месте, тихо дрейфуя по течению. И обнаружить танкер для «Маршала Шапошникова» не составило никакого труда.

Схема захвата танкера "Московский университет"

3. Как можно оценить операцию?
- Операция была проведена блестяще, - считает экс-начальник Российского бюро Интерпола, советник председателя Конституционного суда Владимир Овчинский. - Экипаж танкера быстро связался с представителями Военно-морского флота России, и оттуда последовала мгновенная реакция. При освобождении обошлось без жертв среди экипажа танкера. Это пример того, как надо действовать. Наших моряков нужно наградить за грамотные, своевременные действия.

4. Кто стоит за корсарами?
- Обратите внимание: нападение было совершено на танкер, который вез нефть в Китай, - подчеркивает Овчинский. - Если проанализировать все пиратские захваты в прошлом году, то выясняется, что в каждом третьем случае бандиты нападали на суда, которые направлялись именно в Китай или везли что-то для китайских компаний, работающих на африканском континенте. Очевидно, пираты действуют по заказу мафиозных структур и, вполне вероятно, даже по заказу спецслужб некоторых стран. Берутся голодные, бездомные мальчишки 14 - 16 лет. В лагерях, расположенных в Сомали и других африканских странах, их обучают обращению с автоматом и гранатометом. А дальше - на лодки и вперед! И этот людской ресурс бесконечен.

5. Как обезопасить суда от нападения?
- Российский флот достаточно серьезно представлен в этом опасном регионе, - считает наш эксперт. - Поэтому следующий шаг - это разрешение гражданским судам, идущим через Аденский залив, иметь частные охранные структуры, которые могли бы давать отпор пиратам, вести огонь на уничтожение. Если установить на каждом танкере по нескольку крупнокалиберных пулеметов, никаких пиратов не будет. Но международное сообщество таких мер не принимает. А необходимо экстренное решение на уровне Совбеза ООН.


Перед высадкой штурмовой группы была проведена разведка с воздуха

Провести столь удачную операцию удалось благодаря владивостокскому летчику. Перед высодкой штурмовой группы с борта «Шапошникова» в небо поднялся вертолет под управлением подполковника Владимира Ковальчука. Летчик – очень опытный военный, уже принимавший участие в борьбе с сомалийскими бандитами. Задача как всегда стояла четкая – с воздуха осмотреть палубу и расположение пиратов, оценить обстановку. Машина Ковальчука приблизилась к танкеру, но пираты, увидев вертолет, сразу же открыли огонь. Стоит отметить, что вертолет не был бронирован и оружие могло прошить корпус машины. Подполковник, ловко лавируя под обстрелом, сумел вывести машину из-под огня. После этого вернулся на «Шапошников». Цель была достигнута – разведданные получены.

- Если бы не вертолетчики, было бы все сложнее, - говорили потом морпехи. – А так мы приблизительно знали, где засели бандиты.
После этого начался штурм.

 

Наверх

 

 

 
   
       
  Стучать в редакцию  
     
       
   
*Информация, размещенная на этом сайте, получена исключительно из открытых источников.
**Размещение информационных матералов на этом сайте еще не означает, что редакция придерживается изложенной в них точки зрения.